Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

КОЖЕВНИКОВ, ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

КОЖЕВНИКОВ, ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1852–1917), русский историк культуры, публицист. Родился 15 (27) мая 1852 в Козлове Тамбовской губернии. В 1868–1873 был вольнослушателем Московского университета. Первой публикацией Кожевникова на культурно-историческую тему стала книга Нравственное и умственное развитие римского общества в 11 в. (1874). В 1875 в библиотеке Румянцевского музея он познакомился с Н.Ф.Федоровым и стал его последователем. В течение 14 лет (с 1880) изучал историю культуры и философию в крупнейших библиотеках Европы. Коллекционировал редкие книги, впоследствии завещал свою библиотеку (8 тыс. т.) Румянцевскому музею.

Также по теме:
РОССИЯ, ИСТОРИЯ
РОССИЯ, ИСТОРИЯ

Апологии федоровского учения была всецело посвящена публицистика Кожевникова. В брошюре Бесцельный труд, «неделание» или дело? (1893) он критиковал Л.Н.Толстого за «фатализм», проповедь «непротивления» и социальной пассивности. Всему этому противопоставлял философию «общего дела» Федорова и ее важнейший постулат о необходимости «воскрешения отцов». Даже его обращение в эти годы к поэтическому творчеству было связано с опытом своеобразной поэтической апологии федоровских идей. О необходимости сохранения живых связей с культурным прошлым, о продлении жизни памятников русской старины, о связях мировых культурных традиций Кожевников писал в статьях Плач церквей московских, Стены Кремля, в культурно-исторических очерках Святая София, Цареградский музей, Северно-русские думы и впечатления и др.

В конце 1890-х годов Кожевников публикует свое главное сочинение –Философия чувства и веры в ее отношении к литературе и рационализму XVIII века и к критической философии (1897). Большую часть книги составил анализ учения немецкого философа И.Гамана. В ее заключительной части автор предпринял попытку изложения основных принципов философии Н.Федорова, которую провозгласил «философией будущего». Наиболее детально федоровское учение было изложено им в книге Николай Федорович Федоров. Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам (1908). Кожевников был не во всем согласен с Федоровым и даже готов был признать в его учении попытку «рационализации христианства» (в письме Петерсону). В то же время он был убежден в возможности «примирения» федоровских идей с христианством. Вместе с Петерсоном был редактором-издателем рукописи Н.Федорова Философия общего дела (название было предложено Кожевниковым).

В конце 1900-х годов Кожевников сближается с группой московских богословов и религиозных философов (Новоселовский кружок) – М.А.Новоселовым, Ф.Д.Самариным, С.Н.Булгаковым, П.А.Флоренским и др. В ходе полемики вокруг афонского имяславия (1912–1913) был склонен признать правоту его сторонников. Итогом религиозно-философских изысканий Кожевникова стала книга Буддизм в сравнении с христианством (1916). В книге критиковались попытки сблизить буддизм и христианство, опровергалась версия об историческом родстве этих религий.

Умер Кожевников под Москвой 3 (16) июля 1917.

Также по теме:
История

Литература:

Кожевников В.А. Философия чувства и веры в ее отношении к литературе и рационализму XVIII века и к критической философии. М., 1897
Кожевников В.А. Николай Федорович Федоров. Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам, ч. 1. М., 1908
Кожевников В.А. О добросовестности в вере и неверии. М., 1909
Кожевников В.А. Современное научное неверие. Его рост, влияние и перемены отношений к нему. М., 1912
Кожевников В.А. Религия человекобожия у Фейербаха и Конта. Сергиев Посад, 1913
Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством, тт. 1–2. Пг., 1916
Переписка П.А.Флоренского и В.А.Кожевникова. – Вопросы философии, 1991, № 6

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»
Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Литературная викторина

Пройти тест

Фобии и страхи

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест

Математика

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет